Белая Башня
Тексты, которые могут все объяснить.
Очень коротко обо всем
Белая Башня ( водонапорная башня соцгорода УЗТМ) - объект культурного наследия федерального значения, располагается в Екатеринбурге в районе соцгорода завода Уралмаш. Это икона архитектурного стиля конструктивизм, символ героического строительства Свердловска первых пятилеток. Башня стала узнаваемым символом города для гостей и жителей Екатеринбурга. Построена в 1929-1931 годах. Основной материал - монолитный железобетон. До 1960-х снабжала водой соцгород и завод. В 1974 году башня была признана объектом культурного наследия федерального значения. В 1990-х годах башня перешла из собственности завода в собственность Российской Федерации и, не имея фактических пользователей, пришла практически в состояние руины.
С 2012 находится в бессрочном безвозмездном пользовании арх-группы PODELNIKI. С 2014 года началась консервация башни. С 2016 здесь проходят выставки и экскурсии, завершена консервация объекта, проведено электричество. В теплое время года на башне проводится одна регулярная экскурсия в неделю, в выходные проходят мероприятия, в будни - индивидуальные экскурсии. В холодное время года башня не работает.
История Башни и проекта
Что такое Белая Башня?

Белая Башня – это водонапорная башня Уральского завода тяжёлого машиностроения и соцгорода Уралмаш. Башня построена в 1931 году как главная доминанта района, сегодня это одна из икон конструктивизма, символ героического строительства Свердловска первых пятилеток, Орджоникидзевского района, узнаваемый символ современного Екатеринбурга. Башня имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.


Что сейчас с Башней, что уже было сделано?
Сегодня белая башня находится в бессрочном безвозмездном пользовании СРОО "Группа архитектурных инициатив, событий и коммуникаций" (Арх-группа). Это объединение молодых архитекторов, которое в 2012 г. получило государственную регистрацию как региональная некоммерческая организация.

Сайт Арх-группы, где можно посмотреть отчеты

Нашей общественной организации удалось оформить башню в бессрочное безвозмездное пользование, мы собрали команду волонтёров и с их помощью очистили башню от мусора, сделали обследование ее конструкций , провели больше архивное исследование, на основании этого, мы сделали проект консервации, согласовали его со всеми органами охраны и воплотили в жизнь. Также у нас оформлен земельный участок, башня подключена к электричеству, создана система освещения, создана система молниезащиты. Выполнен и согласован проект по благоустройству территории башни. Выполнен проект по архитектурному освещению башни.

Сегодня башня работает как экскурсионная и культурно-просветительская площадка, летом здесь проводятся концерты и перформансы. Мы продолжаем поиски различных подходящих форматов мероприятий. В Белой Башне есть электричество, но нет отопления, воды и канализации, поэтому это временная летняя площадка.
Конструктивизм
После окончания гражданской войны ранее уездный Екатеринбург оказался в более выгодном положении, чем бывшая столица губернии - Пермь, и стал столицей огромной Уральской области, был переименован в Свердловск. Город переживал период роста, сюда ехали тысячи людей, все они должны были где то жить и работать. В период конца 20-х и начала 30-х в городе случился настоящий бум строительства. Конструктивизм был архитектурным стилем этого периода, город был тотально перестроен из дореволюционного Екатеринбурга в новый социалистический Свердловск. Город рос не только в стороны но и в высоту - здесь строились городки и дома-коммуны, из двухэтажного город становится пятиэтажным, в 1930-х в Свердловск были построены первые 12-и этажные дома.
Уралмаш
Авангардным архитекторам было недостаточно изменить облик и уклад жизни города. По настоящему авангардная мысль была развернута при строительстве завода и соцгорода Уралмаш. Уральский завод тяжелого машиностроения был заложен к северу от Свердловска в 1928 году на месте соснового леса, и пущен через пять лет в 1933 году.

Идея труда определила градостроительный облик соцгорода -улицы Уралмаша расходятся веером от главной проходной завода. Кварталы застраиваются не только жилыми домами, здесь сразу появляется все необходимое инфраструктурные объекты - детские сады, школы, учебные заведения, баня, фабрика-кухня, клуб, стадион.

Бульвар культуры - одна из главных улиц соцгорода - нанизывает инфраструктурные объекты на себя.

В конце бульвара Культуры проектируется символ района - символ новой индустриальной культуры - водонапорная башня.
Символ
Культурная революция, случившаяся после окончания гражданской войны требовала новых символов. В таком качестве стали выступать высотные инженерные сооружения - домны, элеваторы, башни связи и водонапорные башни. Они были символом прогресса, торжества человека над природой.
Одним из таких символов эпохи в Екатеринбурге ( переименованном в Свердловск) стала Белая Башня.
Водопровод
В дореволюционном Екатеринбурге уже была телефонная связь, театры, кинотеатры, а вот водопровода не было. Первый городской водопровод был пущен в 1920-х годах. Источником воды был Верх-Исеткий пруд.
В отличии от Свердловска, где водопровод пытались проложить в тесных рамках существующей застройки на Уралмаше все создавалось с нуля. Здесь проектируется свой автономный водопровод, питающийся от другого источника воды воды - озера Шувакиш.

История башни
Чтобы башня стала настоящим символом на ее проект был объявлен архитектурный конкурс. Его выиграл 24-х летний архитектор Моисей Вениаминович Рейшер. По его воспоминаниям проект он нарисовал за одну ночь - днем он был занят работой на Уралмаше и на конкурсное проектирование просто не было другого времени. Победивший архитектурный проект предполагал что башня будет не только утилитарным инженерным объектом, но будет доступна для посещения - наверху проектировалась смотровая площадка, а в первом этаже общественные пространства.

Однако после завершения строительства башня стала закрытым объектом - от ее работы зависит не только водоснабжение соцгорода но и работа всего завода. Спроектированная для людей она оказалась закрыта от них на многие годы.

В 60-х годах на Уралмаш пришел городской водопровод, а озеро Шувакиш, служившее источником воды для соцгорода и завода 30 лет очень сильно обмелело. Водонапорная башня утратила свою утилитарную функцию. Завод УЗТМ продолжал поддерживать башню и сохранял ее как резервный вариант водоснабжения. .

Рейшер не оставлял идею превращения Белой Башни в общественное пространство. В 1972 году он со своими студентами предлагает несколько вариантов конверсии башни - они рисуют проекты превращения инженерного объекта в кафе со смотровой площадкой. Студенческие работы не получили развития, однако запустили большую дискуссию о том, что же делать с этим необычным объектом. В течении последующих лет архитекторы неоднократно предлагали различные проекты по созданию в башне клубов, кафе, общественных центров, арт галерей и даже планетария. Все эти масштабные проекты оставались на бумаге.

В 90-е башня перешла в частные руки и вскоре осталась без присмотра. Постепенно в башне стали хозяйничать жители района - символ первых пятилеток стал излюбленным местом для молодежных тусовок и посиделок. Многочисленные граффити свидетельствуют о популярности объекта. Постепенно популярное место превратилось в руину без окон и дверей, заваленную мусором. В этот период только самые маргинальные лица отваживались заходить внутрь.
Спасение
Первыми, кто попытался спасти и осмыслить башню стали представители современного искусства. В рамках Уральской индустриальной биеннале 2009 года художник Матьё Мартэ восстановил исторический цвет башни, закрасив многочисленные граффити на ней. Но в 2010 на башне одна за другой стали появляться работы уличных художников , притягивая за собой новые куски граффити и просто теги.

В 2012 году на башне была сделана самая провокационная инсталляция ( над входом в объект была размещена табличка с надписью "музей говна" - первый этаж памятника архитектуры был превращен в общественный туалет). В общественном пространстве города разразился скандал. СМИ требовали снести башню, чтобы не позорить город. Архитекторы наконец решились взяли за нее ответственность.
Башню отдали "детям"
В 2012 пользователями башни стала общественная организация "Арх-группа PODELNIKI". Мы хотели сохранить башню и вернуть ее в жизнь города. Нам пришлось проводить целое расследование в духе приключений Индиана Джонса - оказалось что достоверной информации об этом важном для города памятнике в открытом доступе почти нет. Мы стали искать в архивах, изучать воспоминания, встречались с людьми которые предлагали нам купить документацию по башне за 100 000 р, и уговаривали их дать нам ее отсканировать за просто так. По крупицам собирали фото, свидетельства очевидцев.

Через год мы собрали достаточно информации чтобы начать подготовку к консервации. Наша идея была в том, чтобы не повторить ошибок прошлого и не делать сразу глобальный проект переустройства башни. Что бы ни было в ней в будущем есть вещи которые необходимо сделать в любом случае - закрыть окна и двери, починить крышу, провести электричество. Мы решили сосредоточится на этих шагах и сделать консервацию объекта.

Смета презентация 2013 год. На данный момент все пункты сметы. кроме биотуалета выполнены.

Параллельно с архитектурным проектом мы поставили себе цель работать с сообществом - башня была открыта для посещения почти 20 лет, многие люди проводили здесь время. Они считали себя владельцами башни а нас захватчиками. Нужно было изменить их мнение.

Мы стали встречаться с граффити сообществом, проводить исследования, параллельно проводили субботники с привлечением волонтеров, в том числе местных жителей. На один из субботников мы сделали официальное объявление что будем закрашивать граффити и приглашаем уличных художников поучаствовать в этом. Художники не пришли, но пришли школьники, которые прекрасно покрасили нам башню в белый цвет.

Мы стали экспериментировать с разными художественными практиками в башне. Совместно с государственным центром современного искусства мы сделали проект культурные лаборатории Белой башни. На короткое время мы устраивали лектории, выставки, сценические представления и смотрели как это будет работать. Мы увидели что люди не боятся ездить на наш объект, хоть он и находится на краю города, интересуются историей и необычными пространствами башни.

Сейчас процесс консервации завершен. Башня открыта как экскурсионная и выставочная площадка. Мы проводим экскурсии и ищем новые пути обживания башни.

Видеозапись лекции об этом периоде проекта
Обследование конструкций
Для того чтобы вкладывать в проект свои и чужие время и силы мы должны были сначала удостоверится в том, что Башня вообще все еще стоит и не падает, что ее конструкции не изменились необратимо. Мы провели обследование конструкций башни двумя независимыми группами исследователей. И оба обследования сказали что конструкции находятся в удовлетворительном состоянии.

Первые исследования проводила группа русских и немецких студентов под руководством профессора Бранденбургского технологического университета Вернера Лоренца. Профессор Лоренц занимается историей конструкций, одно из его исследований, которое длится более 10-и лет - это конструкции и состояние кровли и перекрытий Эрмитажа. Углубившись в тему он приехал на Урал, поскольку все металлические конструкции этих перекрытий сделаны из уральского железа. Здесь мы и познакомились с ним и пригласили его исследовать башню. Была проведена большая подготовительная работа, исследованы рабочие чертежи. Летом 2013 года международная группа студентов в течении 10-и дней исследовала конструкции башни. По результатам исследования была составлена конструктивная модель башни и даны рекомендации по ее сохранению.

Вторая группа - это лицензированные конструктора, имеющие большой опыт исследования состояния промышленных сооружений Уральских заводов под руководством Сергея Кудрявцева, доцента Уральского федерального Университета. Их экспертиза также признала состояние конструкций удовлетворительными.

На руку башне оказалось то, что она была спроектирована с расчетом удерживать все 550 тонн воды, а теперь, когда она стоит пустая, любая возможная полезная нагрузка заведомо меньше этого веса.

Благодаря этим исследованиям нам удалось понять как устроена башня в конструктивном плане. По результатам этих исследований были составлены рекомендации к проекту консервации.


Консервация
Консервация нужна для того , чтобы памятник не разрушался, она не претендует на восстановление исторического облика.
Как это не парадоксально но главный враг водонапорной башни - это вода. Бетон устойчив к воде, но металлическая арматура - нет, если слой бетона разрушается и влага попадает к арматуре начинается процесс корозии, который может привести к разрушению всей конструкции. Чтобы башня не разрушалась необходимо было сделать так чтобы дождь и снег не попадали в нее, вода не текла по внутренним стенам, не замерзала и не таяла внутри помещения.

Для этого мы закрыли окна и двери, сделали гидроизоляцию всех трех кровель башни.

Другой нашей целью было сделать так, чтобы башню в законсервированном состоянии могли комфортно и безопасно посещать люди. Для этого мы сделали поручни, провели электричество, отремонтировали смотровую площадку. Материалом закрытия окон мы выбрали прозрачный поликарбонат - он дешевле и вандалоустойчивее чем стекло, но позволяет смотреть наружу посетителям и попадать свету внутрь. Для сравнения обычно при консервации окна закрывают досками или вообще кирпичом.

Два года ушло у нас на то, чтобы спроектировать, согласовать и выполнить проект консервации. все наши действия согласованы с органами охраны памятников. К проекту было привлечено множество жертвователей и волонтеров, которые помогли реализовать консервацию.

Видео лекции
о том, как мы делали консервацию.
Форум хранителей Башен и подземелий
Чтобы перейти к следующему этапу - реставрации - нам необходимо было изучить опыт превращения в общественные пространства других вертикальных объектов. Осенью 2018 года при поддержке фонда президентских грантов мы провели Форум хранителей башен и подземелий.

Сайт форума с его описанием, а также исследованием кейсов.

Сегодня в России существует множество уникальных инженерных и природных объектов, которые сложно сохранить, музеефицировать, сделать общественным пространством из за их нестандартного строения. Это башни самого разного функционала ( водонапорные, оборонительные, домны, маяки и башни связи), шахты и пещеры.

Сохранение объектов культурного наследия невозможно без их дальнейшего использования и экспонирования, но такие вертикальные объекты очень сложно приспособить из за их нетривиального пространства. Без новой функции они становятся заброшенными и разрушаются либо являются абсолютно дотационными.

Целью форума - актуализация проблемы сохранения и ревитализации вертикальных объектов. Этим необычным пространствам сложно придать новую функцию, обеспечить безопасность, комфорт и доступ большого количества людей.

С помощью форума мы исследовали современный опыт сохранения и ревитализации таких объектов в России, обсудили общие проблемы и удачные примеры, собрали сообщество людей, которые занимаются сохранением и ревитализацией башен, чтобы они могли объединившись сохранять вертикальные символы своих городов.

Видео докладов форума
О проекте реставрации
Чем реставрация отличается от консервации?
Когда мы начали заниматься башней, она представляла собой заброшенное сооружение. В ней не было окон и дверей, все кровли текли. Башня никак не была защищена от осадков: дождь и снег свободно проникали внутрь и разрушали конструкции. Техническое обследование показало, что критические изменения ещё не произошли, но чтобы избежать их в самое короткое время нужно защитить башню от осадков и закрыть её. Самым быстрым путём была консервация – это минимальные противоаварийные работы, которые можно быстро согласовать и относительно дёшево сделать. Консервация подразумевает только отчуждаемые изменения: мы можем сделать временное окно, а, например, восстановить штукатурку не можем.

В России не распространена практика консервации, поэтому многие объекты стоят в "открытом" состоянии, и разрушаются, не могут дождаться дорогостоящей реставрации. Редким случаем консервации и вдохновением для нас стала работа флигеля Руина московского музея имени Щусева.

В рамках проекта консервации мы сделали временные (не аутентичные) двери в башню, временные окна: прозрачный поликарбонат на деревянной раме, временное покрытие из современных материалов всех трёх кровель.

Это сохраняет башню от осадков, не даёт конструкциям разрушатся. Но это временная мера.

Проект реставрации позволит нам пойти дальше и поработать с самой башней, укрепить уже повреждённые конструкции, восстановить штукатурку там, где это необходимо, сделать защиту памятника постоянной, а не временной, сделать приспособление башни и подвести все необходимые сети.
Почему это важно?

Во-первых, в том состоянии, в котором сейчас находится башня, ею очень сложно пользоваться. Это можем делать только мы и ещё ряд фанатов. Мы прилагаем очень много усилий, чтобы башня жила, чтобы в ней были люди и проводились мероприятия. Реставрация и приспособление позволят расширить круг пользователей Белой Башни и, как следствие, сделают проект более устойчивым.

Во-вторых, мы считаем очень важным довести дело до конца, получить зафиксированный результат. Показать, что гражданское общество может решать задачи такого уровня. И опубликовать алгоритм, по которому потом смогут действовать и другие люди.


Почему проект реставрации стоит так дорого?
Средства нужны нет только на исследование и создание проекта реставрации, но также на огромное количество работ по его сопровождению: получение разрешений на исследования на объекте культурного наследия, согласование проекта, другие контакты с органами охраны наследия, чиновниками других ведомств.

Результатом будет являться согласованный проект реставрации и проект приспособления под современное использование – это чёткий план по сохранению и ревитализации башни с конкретными решениями + смета, из которой будет абсолютно понятно, сколько именно стоит реставрация.

Проект реставрации предполагает изучение буквально каждого метра башни как внутри, так и снаружи. Башня, между тем, является огромным сооружением: высотой 36 метров, диаметр бака – около 14 метров. Некоторые участки башни являются труднодоступными, поэтому нам не обойтись без "высотных работ".

Затем архитекторам предстоит принять ряд непростых технологических решений: каким образом укрепить конструкции, провести сети, приспособить башню. Например, сейчас в интерьере башни есть множество реставрационных шурфов: конструкция стены вскрыта и видны все слои, из которых она состоит. Эти шурфы можно закрыть, а можно оставить и сделать частью интерьера. Если оставлять их, возникает вопрос, как сделать так, чтобы их материал не крошился и не было бы промерзания?

На первом этаже и лестнице сейчас стены покрыты граффити, начиная примерно с середины 1980-х. Эти граффити тоже являются частью истории башни, но непонятно, что делать с нецензурными граффити и как укрепить старую крошащуюся штукатурку, если их оставлять. Таких развилок в проекте будет огромное количество, не только в визуальном плане, но и в плане усиления конструкций и проведения новых инженерных систем.

Проект реставрации скрупулезно исследует текущее состояние, выявляет возможности, принимает решение и обосновывает их принятие. Это огромная работа.
- Вам не отдадут эту башню!
- Вы не знаете в каком состоянии ее конструкции, она может рухнуть в любой момент!
- Вы утоните в согласованиях и бюрократии!
- Она вся завалена мусором!
- К вам на вашу окраинную промзону никто не поедет!
- Людям не нужен такой объект! Особенно местным жителям!
- Кто вам вообще даст на это денег?
- Пока вы не представите финальный вариант проекта вы не найдете средств на реализацию!
- Опыта консервации ни у кого нет. Чиновники врядли согласуют это, а строители сделают каряво!
- Все забудут о вас через год, когда хайп пройдет.
- Как только вы там сделаете что-то приличное у вас отберут этот объект!
- Опыта приспособления башен ни у кого нет!
- Там нет ни одной инженерной сети!
------------------- Мы находимся здесь---------------------------
- Никто не даст деньги просто на проект реставрации, нужна полная смета со стоимостью работ!
- Это всегда останется дотационным проектом, вы не можете сделать его устойчивым!!!

Следите за нами в соцсетях.
А также подпишитесь на наш Patreon