Вторая возникшая сложность - определить, насколько для нашего исследования интересна деятельность, которая не обращается к образу, истории башни, то есть ситуация, когда башня не является общественным культурным пространством или музеем.
Из 47 башен в 4 находятся рестораны, в 6 — обучающие центры и клубы, в 3 — офисы, в 2 — скалодромы; почти все эти проекты не эксплуатируют историю места, образ башни, либо делают это крайне поверхностно, в лучшем случае используя хотя бы фотографию башни:
- в потрясающей по красоте водонапорной башне в Иркутске находится центр повышения личной компетенции Атман. Там проходят тренинги по самоисцелению, саморазвитию, бизнесу и НЛП. На сайте организации нет ни раздела об истории здания, ни даже фотографии башни;
- в Выборге в Башне Ратуши находится музей церкви Божьей Матери Державной (новое религиозное движение), на сайте которой также нет ничего о самой Башне;
- детская студия ИЗО «живые Акварели» располагается в одной из водонапорных башен Москвы, но фото и упоминание объекта в их группе можно найти с трудом;
- офисные центры в водонапорных башнях Томска и Оренбурга также не эксплуатируют образ и романтику башен;
- скалодромы в Тольятти и Екатеринбурге используют образ башни только в названии, привлекая посетителей необычностью своего размещения.
Эти кейсы, когда башню эксплуатирую не фанаты, а люди, которым просто нужно удобное пространство под их нужды, показывают нам, что приспособить башню под разные функции можно, что пространство башни может быть просто удобным, комфортным, приспособленным под разные функции.
Можно предположить, что раз сама башня для этих проектов не является супер-ценностью, то для пользования этими пространствами в них пришлось создать высокий уровень комфорта: отопление, водопровод, канализация, электричество — трудно представить себе ресторан или офис без всего этого, а музей легко.
Отдельный, ни на что не похожий пример — башня Лунева в Томске: водонапорная башня, выкупленная частным лицом и сейчас превращающаяся в жилой дом.
Имеет смысл особо отметить башни в сложных комплексах. Мы столкнулись с большим количеством музеефицированных оборонительных сооружений, кремлей и крепостей. Боясь утонуть в огромном количестве этих примеров, мы решили, что в исследование войдут только те башни, что сохранились в виде отдельного сооружения. Дело в том что в большом комплексе всегда есть дополнительные постройки, в которых можно расположить административно-бытовые помещения, провести мероприятия, сделать экспозицию, а башню оставить неиспользуемой, для красоты.
Мы постарались выбрать именно те примеры оборонительных сооружений, где осталась одна или несколько отдельно стоящих башен, и они сами по себе являются основным помещением проекта:
— это примеры из Выборга, Калининграда, Смоленска, Сызрани, Ярославля, Пскова;
— в исследование также вошли башни Казанского и Новгородского кремлей, несмотря на то что оба комплекса очень масштабны. В Нижнем Новгороде экспозиции музея располагаются непосредственно в самих башнях, в Казани сегодня обсуждаются проекты реставрации и приспособления для непосредственного использования Спасской башни и башни Сююмбике;
— также в исследование вошла Кузнецкая крепость в Новокузнецке, имеющая только одну башню.